Эрготерапия что это такое для детей

Содержание
  1. Эрготерапия: метод, помогающий детям с неврологическими заболеваниями
  2. Что такое эрготерапия, в чем суть этого метода реабилитации?
  3. При каких диагнозах показана эрготерапия?
  4. Как работает эрготерапевт, на что обращает внимание в первую очередь?
  5. Что представляют из себя занятия ребенка с эрготерапевтом?
  6. Когда надо начинать терапию?
  7. А если чему-то нельзя научить ребенка, у него просто не хватает своих ресурсов, как быть тогда?
  8. Какова результативность эрготерапии?
  9. Какие преимущества у эрготерапии перед другими методами реабилитации детей?
  10. Есть ли противопоказания к проведению эрготерапии?
  11. Как долго длится курс эрготерапии в «МЦР-дети»?
  12. Эрготерапия – это что такое? Физическая реабилитация
  13. Кто такой эрготерапевт?
  14. Особенности методики
  15. История образования эрготерапии
  16. Принципы работы
  17. Где применяется эрготерапия?
  18. Особенности оккупациональной терапии при инсульте и детском церебральном параличе
  19. Эрготерапия: методы лечения
  20. Оккупациональная методика и оценка аутизма
  21. Эффективность эрготерапии при аутизме
  22. Как трудовая терапия помогает ребенку с аутизмом?
  23. Где можно пройти обучение эрготерапии?
  24. Что такое эрготерапия и как она помогает детям
  25. Кому нужна эрготерапия
  26. Общая эрготерапевтическая оценка
  27. Планирование и разработка программы эрготерапии
  28. Выбор подхода
  29. Согласование целевых результатов и разработка плана терапии
  30. Проведение «вмешательства» эрготерапевта
  31. Оценка эффективности и коррекция программы
  32. Обучение, наблюдение и поддержка
  33. Работа с окружающим больного миром
  34. Поддержание мотивации и самооценки
  35. 150 шагов до августа
  36. Мастер лайфхаков
  37. Лечение или развлечение?
  38. Пять целей и свобода выбора
  39. Сорок человек на всю Россию
  40. Эрготерапия — спасательный круг для детей с СДВГ
  41. Рука
  42. Глаза
  43. Уши
  44. Закончить работу
  45. Не биться головой
  46. Не бить, не хватать, не толкать

Эрготерапия: метод, помогающий детям с неврологическими заболеваниями

Эрготерапия что это такое для детей

Как эрготерапия помогает в реабилитации детей с ДЦП, при каких еще диагнозах эффективен этот метод, почему так важны самостоятельность и социальная активность для детей с неврологическими и другими диагнозами, как проходят занятия и какова их цель, Medical Note рассказал эрготерапевт междисциплинарного центра реабилитации «МЦР-дети» Диана Воронина.

Эрготерапия — лечение действием.

Что такое эрготерапия, в чем суть этого метода реабилитации?

— Термин «эрготерапия» в переводе означает «лечение действием». Это направление в абилитации (процессе, помогающем приобрести или развить еще несформированные функции и навыки — прим. ред.) и реабилитации, где занимаются развитием, восстановлением и поддержанием функциональных возможностей ребенка, которые ему необходимы для выполнения значимых для него действий.

В результате сеансов эрготерапии ребенок должен достигнуть максимальной самостоятельности в своей деятельности — повысить навыки самообслуживания и стать более социально активным.

Для кого-то это может быть способность полностью одеть себя, обслужить, пойти в школу, в коллектив, а для кого-то большим достижением станет возможность просто удерживать зубную щетку или ложку.

Все это очень индивидуально.

Но мы всегда стараемся в работе достигнуть того максимума, который доступен конкретному ребенку.

При каких диагнозах показана эрготерапия?

— Этот метод терапии хорошо зарекомендовал себя при абилитации или реабилитации детей с ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом, эпилепсией, ЗРР, ЗПРР и другими заболеваниями. На занятия к эрготерапевту также приходят дети с протезами и после перенесенных инсультов.

Вообще, эрготерапия показана при очень широком спектре заболеваний. Она применяется также при соматических, неврологических заболеваниях. Занятия с эрготерапевтом используются в педиатрии, гериатрии и психиатрии.

Как работает эрготерапевт, на что обращает внимание в первую очередь?

— Эрготерапевт смотрит, прежде всего, даже не на диагноз, а на человека в целом: какие ограничения и как влияют на качество его жизни, какая деятельность страдает.

И уже через понимание проблем и ресурсов пациента специалист строит программу реабилитации таким образом, чтобы вывести ребенка на его максимальный уровень функционирования, самостоятельности в той или иной сфере деятельности.

Эрготерапия затрагивает три условные области: активность человека в сфере самообслуживания (бытовой уровень), активность продуктивной деятельности (для детей — это игра, учеба в школе, домашние обязанности и др.) и активность в отдыхе (хобби, посещение культурных мероприятий и др.).

Эрготерапевт оценивает, в каких областях и какие именно имеются проблемы. И обязательно смотрит на ресурсы пациента, на которые сможет опираться при построении индивидуальной программы.

Эрготерапевт в игровой форме формирует или восстанавливает у ребенка нужные навыки.

Что представляют из себя занятия ребенка с эрготерапевтом?

— Эрготерапевт в игровой форме, ненавязчиво формирует или восстанавливает у ребенка необходимые навыки. Также эрготерапевт, с которым занимается ребенок, всегда работает с родителями. Невозможно отпустить ребенка после курса занятий, не дав рекомендаций, как родителям вести себя дома, как работать дальше с ребенком, чтобы закреплять полученные навыки.

Мы показываем родителям, где можно «отпустить» ребенка. Ведь часто даже в каких-то простых вещах близкие по привычке что-то делают за ребенка. То есть в каких-то вопросах мы меняем взгляд родителей на своих детей.

Когда надо начинать терапию?

— Для человека очень важно ощущать, что он может что-то делать сам для себя, что он не полностью зависим от окружающих. Так же и с детьми. Чем раньше начать эрготерапию, тем лучше, тем раньше сформируются или восстановятся определенные навыки, важные для этого ребенка.

А если чему-то нельзя научить ребенка, у него просто не хватает своих ресурсов, как быть тогда?

— Иногда для достижения результата нужно адаптировать среду под конкретного ребенка, если собственных ресурсов у него не хватает, чтобы освоить или развить тот или иной навык. И эрготерапевт всегда поможет в этом родителям и ребенку.

Например, ребенок с ДЦП не может держать ложку, сила его захвата не позволяет это сделать. Мы можем посоветовать сделать более толстую ручку. Казалось бы, мелочь, но ребенок может самостоятельно есть, и это очень важно для него.

Бывает, мамы вытирают ребенку попу, хотя он физически может завести руку назад и сделать это сам. Но мама говорит, что ребенок неустойчив, может потерять равновесие. Тогда мы предлагаем установить поручни, чтобы ребенок мог одной рукой опираться на них и сам себя обслуживать. Психологически для него очень важно, что он может сам о себе позаботиться в чем-то.

Мы можем профессионально оценить среду, в которой находится ребенок, и не только дома, но и в школе, т.к. сейчас активно развивается инклюзивное обучение. Мы смотрим, насколько она подходит для этого ребенка, например, везде ли он имеет доступ на инвалидном кресле или подходит ли по высоте парта и стул. Мы можем дать конкретные рекомендации родителям и школе.

Также мы можем рекомендовать подходящие конкретному ребенку технические средства реабилитации — коляски, квадриподы, триподы, ходунки, вертикализаторы и т.д.

Иногда родители говорят про ребенка в коляске, что он «не работает руками». А на самом деле мы видим, что это обычная детская коляска, из которой ребенок давно вырос и сидит в ней так, что руки, плечи уходят вперед. Мы объясняем это, сажаем ребенка в подходящее по размеру кресло, показываем, что объем движения намного шире, он может функционировать.

Эрготерапевты рекомендуют подходящие конкретному ребенку технические средства реабилитации.

Какова результативность эрготерапии?

— Многое зависит от того, какие мы ставим цели. Есть краткосрочные цели, которые мы можем достигнуть непосредственно при работе в Междисциплинарном центре реабилитации, а есть — долгосрочные цели.

Мы с родителями всегда это обсуждаем и обязательно даем им рекомендации, расписываем подробно упражнения, советуем, какие игры, занятия включать в дальнейший процесс абилитации или реабилитации.

У нас в центре работает междисциплинарная команда, в которую входят самые разные специалисты. При таком комплексном подходе реабилитация более эффективна. И при выписке мы даем рекомендации всех специалистов.

Какие преимущества у эрготерапии перед другими методами реабилитации детей?

— У каждого специалиста междисциплинарной команды есть свои преимущества. Я люблю свою профессию за то, что занятия проходят в очень творческой и теплой атмосфере, в игровой форме. Такие занятия-игры помогают детям становиться более самостоятельными, быстрее приобретать и закреплять новые навыки, а также вызывают у них положительные эмоции.

Мы в центре используем компьютерные игры. У нас есть специальная перчатка Hand Tutor, которая предназначена для оценки и восстановления моторных, когнитивных и сенсорных функций.

Например, мальчик не мог раскрыть ладонь. Но во время компьютерной игры, когда требовалось с помощью перчатки строить пирамидки и собирать монетки, ему приходилось невольно раскрывать ладонь, чтобы что-то схватить на экране компьютера. Он незаметно для себя разрабатывал руку. В итоге ладонь расслабилась и раскрылась.

Уже на четвертом занятии ребенок с удивлением показывал, что у него получается раскрыть ладонь. У нас нет скучных занятий. Дети незаметно для себя, в игре, не чувствуя боли, добиваются хороших результатов.

Есть ли противопоказания к проведению эрготерапии?

— По состоянию здоровья противопоказаний практически нет. Например, развивать мелкую моторику, делать пассивную гимнастику можно даже при тяжелых состояниях. Мы смотрим конкретного пациента, отталкиваемся от его состояния и уже тогда предлагаем план терапии.

Всегда можно достичь каких-то результатов. Для ребенка это будут новые эмоции, радость от своих достижений. Ребенок может научиться пользоваться скайпом и общаться с родными, научиться есть ложкой хотя бы твердую пищу. Качество жизни от этого возрастает, ребенок получает массу положительных эмоций, осознавая — «Я что-то могу сделать сам».

Как долго длится курс эрготерапии в «МЦР-дети»?

— Это все индивидуально. В среднем в центр приезжают на три недели. Те, кто живет в Москве, ходят к нам 2-3 раза в неделю в течение нескольких месяцев.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/blog.mednote.life/ergoterapiia-metod-pomogaiuscii-detiam-s-nevrologicheskimi-zabolevaniiami-5dad611635c8d800b0899128

Эрготерапия – это что такое? Физическая реабилитация

Эрготерапия что это такое для детей

Бодрость и крепость человеческого организма является одной из самых важных граней в жизни, отображается здоровье не только в хорошей физической форме, но и хорошем психологическом здоровье. На протяжении всей жизни человека стресс оказывает немалый урон на центральную систему (что отрицательно сказывается на их общем состоянии), вследствие чего многие пациенты прибегают к эрготерапии.

Когда человека застает болезнь, то у него возникает сильнейшая психологическая нагрузка (нервозность, раздражительность, усталость, слабость). И для регенерации (восстановления) важных навыков и функций, которые утеряны в процессе заболеваний, используется эрготерапия.

Кто такой эрготерапевт?

Эрготерапевт – это медицинский специалист, помогающий людям с определенными проблемами со здоровьем достичь максимального результата, несмотря на имеющиеся нарушения.

Особенности методики

Данный термин пришел в современную медицину от латинского слова “эргон”, что в переводе означает — “работа, труд”; а терапия — лечение. Эрготерапия — это область медицины, которая нацелена на оказание помощи человеку в повседневной жизни, развитие, восстановление и поддержание навыков, необходимых при выполнении действий, важных и значимых для здоровья и благополучия данного человека.

Основная задача данной методики — лечение путем самосовершенствования себя. Эта область медицины изучает способы и методы, которые направлены на восстановление двигательной активности рук и ног при помощи целебных гимнастических упражнений и спорта.

Цель терапии – повседневными занятиям не только восстановить потерянную двигательную активность, но и вновь приспособить пациента к нормальной жизни, а также оказать поддержку для достижения самостоятельности и свободы.

Оккупациональная терапия — непросто особенная гимнастика, которая направлена на работу мелкой моторики и процесса согласования активности мышц, и другие невралгические грани. Эрготерапия включает в себя следующие научные разделы:

  • психология;
  • педагогика;
  • биомеханика;
  • физиотерапия.

При помощи оккупациональной терапии совершенствуются не только моторные (двигательные), но и когнитивные и эмоциональные способности.

История образования эрготерапии

Данная методика существует уже более шестидесяти лет и возникла в послевоенное время, когда покалеченные как физически, так и морально солдаты возвращались с фронта домой.

Этим людям требовался комплекс педагогических, психологических и медицинских мероприятий, которые направлены на восстановление или компенсацию нарушенных либо полностью растраченных в ходе заболевания либо травмирования нормальных психических и физических потребностей человека.

В результате чего возникла данная терапия, работники которой помогали людям снова вернуться к жизни, приспосабливаться к сложившимся обстоятельствам.

[attention type=yellow]

Помимо этого, оккупациональная терапия таит в себе определенную тайну. Медицинские работники подтверждают, что данное лечение предназначено для того, чтобы человек смог познать новые знания, которые он утратил (он становиться безынициативным и инертным, у него исчезает вкус к жизни). Эрготерапия принуждает пациента больше думать, помогает ему абстрагироваться и принять инвалидность.

[/attention]

Интересно!

В России эрготерапия появилась относительно недавно, в течение десяти лет и по настоящее время она помогает людям с ограниченными возможностями учиться жить заново.

Принципы работы

Реабилитация в системе эрготерапии подразумевает целый комплекс мероприятий, который направлен на возобновление естественной, ежедневной жизнедеятельности человека с определенным и строгим учетом заболеваний и нарушений, которые уже имеются. Только доктор-эрготерапевт способен помочь больному заново научиться общаться, развлекаться, следить за собой.

Главные правила оккупациональной терапии заключаются в следующем:

  1. При составлении плана лечения доктор должен учитывать все индивидуальные особенности пациента.
  2. Лечение направлено на совершение необходимых мероприятий совместно с медицинским работником, которые помогают восстановиться человеку.
  3. Непрерывно развивающаяся медицинская наука способствует возникновению новых методик и способов для выполнения трудовой терапии.
  4. При осуществлении лечения доктор обязан учитывать и признавать культуру и обычаи пациента.

Где применяется эрготерапия?

Данная методика нашла широкое применение в разных областях медицины, так как она вошла в программу многих реабилитационных мероприятий. В большинстве случаев эрготерапию используют в неврологии (группа медико-биологических научных дисциплин, которая изучает нервную систему как в норме, так и в патологии).

Эрготерапевт помогает человеку восстановиться при следующих нарушениях и болезнях:

  • паралич тела;
  • нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • после перенесенного инсульта;
  • при черепно-мозговой травме.

А также эрготерапия очень часто применяется в лечении психических болезней (доктора помогают людям с психологическими травмами жить нормальной жизнью и следить за собой, за границами медицинского учреждения). Доктор составляет индивидуальную программу общения и обучения каждого пациента. Для этого применяют разнообразные вычислительные методы.

Особенности оккупациональной терапии при инсульте и детском церебральном параличе

Как уже было сказано, данная терапия представляет собой помимо физических и гимнастических упражнений, комплекс психологической подготовки, которая подбирается каждому пациенту индивидуально. Для предоставления систематических восстановительных процедур, доктор-эрготерапевт принимает во внимание не только состояние человека, но и среду обитания, степень заболевания, образ жизни.

Физическая терапия (эрготерапия) при остром нарушении мозгового кровообращения предлагает целый набор разнообразных гимнастических мероприятий, которые специализируются на развитие мелкой моторики, памяти, речи, восстановлении координации.

При реабилитационных процедурах после перенесенного инсульта эрготерапевт использует не только медицинские, но и педагогические, психологические, а также социальные и физические способы применения эрготерапии. На сегодня известно большое количество методов восстановления при остром нарушении мозгового кровообращения, доктор подбирает наиболее благоприятный вариант для своего пациента, исходя из его особенностей.

Оккупациональная терапия для детей с церебральным параличом подразумевает развитие большей независимости у маленьких пациентов. В эрготерапии при детском церебральном параличе применяют психологические восстановительные способы, целый комплекс психологической поддержки, направленной на формирование уверенности и инициативности.

Для этого существуют как индивидуальные, так и групповые занятия в игровой форме, а также в виде бесед. Врач-эрготерапевт, исходя из особенностей психики ребенка, подбирает для него индивидуальный подход.

Эрготерапия: методы лечения

При оккупационной терапии применяют два основных подхода:

  • методика формирования навыков самообслуживания;
  • методика для повышения продуктивности пациента.

Первая методика применима для пациентов, живущих с:

  • гемипарезом (частичный паралич мышц тела);
  • парапарезом (неврологический симптом, который охватывает обе конечности);
  • атаксией (частичная либо полная потеря координации произвольных мышечных движений);
  • апраксией (нарушение целенаправленных движений);
  • гиперкинезом или дискинезией (непроизвольные движения в одной либо целой группе мышц).

Второй метод направлен на обучение пациента разным способам обращения с кухонной утварью, предметами личной гигиены. Методика используется при обучении инвалидов-колясочников, а также людей, которые страдают неврологическими и умственными нарушениями.

Эрготерапия — это определенные физические и гимнастические упражнения, которая тренирует мелкую моторику и координацию. Медицинский специалист помогает решать конкретные трудности и проблемы, встающие на пути к исцелению.

Для их выявления доктор просит выполнить простое задание (написать цифру, букву), наблюдая за движениями пациента, доктор делает выводы о характере нарушения и способов его коррекции.

Оккупациональная методика и оценка аутизма

Эрготерапевт проводит исследование, изучает детей, наблюдает за ними для того, чтобы понять, могут ли они выполнить те задачи, которые они должны выполнять в этом возрасте.

Бывает, что доктор получает домашний видеоролик, на котором можно отследить как ведет себя ребенок в течение дня, как взаимодействует с окружающими людьми и предметами.

Эрготерапевт может оценить аутизм по следующим факторам:

  • концентрация внимание;
  • выносливость;
  • игровая деятельность;
  • ответная реакция на прикосновения других людей;
  • агрессия либо меланхолия;
  • нуждается ли в личном пространстве.

Эффективность эрготерапии при аутизме

Люди-аутисты нередко имеют проблемы в общении с другими людьми. Действия людей, страдающих данным недугом достаточно ограничены. Основная группа пациентов для применения эрготерапии — это дети, которые страдают детским церебральным параличом, с повреждениями опорно-двигательного аппарата, с аутизмом.

Эрготерапия для детей может объединить несколько различных реабилитационных схем. Они помогают ребенку с аутизмом лучше реагировать на окружающий его мир, позволяет малышу стать ближе к сверстникам, правильно выражать чувства и эмоции, фокусировать свое внимание на поставленных задачах.

Как трудовая терапия помогает ребенку с аутизмом?

Эрготерапия — физическая реабилитация и психологические тренинги, которые проводит эрготерапевт, положительно влияют на социализацию детей с аутизмом.

Цель терапии заключается в том, чтобы помочь пациенту повысить его качество жизни в социуме. Медицинский работник помогает усилить, сохранить и овладеть навыками и умениями, которые делает человека с аутизмом более самостоятельным.

Где можно пройти обучение эрготерапии?

Обучают эрготерапии в любом медицинском ВУЗе страны. После получения специального образования молодые специалисты могут работать в реабилитационных центрах.

Курс эрготерапии в Москве, с учетом проживания в больнице, обойдется пациенту примерно в 15 000 рублей (стационарное лечение с определенным распорядком дня и питания).

Продолжительность лечения напрямую зависит от самого человека и его обучаемости.

Источник: https://FB.ru/article/361939/ergoterapiya---eto-chto-takoe-fizicheskaya-reabilitatsiya

Что такое эрготерапия и как она помогает детям

Эрготерапия что это такое для детей

Конечно, на первом месте у детей с особенностями развития стоит здоровье. Но это не отменяет необходимости учиться, играть, общаться со сверстниками, самостоятельно одеваться и ходить в туалет. Эрготерапия как раз помогает всему этому научиться. В блоге БФ «Дети-бабочки» реабилитолог Яна Дубровина подробно рассказала об этом способе знакомить детей с повседневной жизнью.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Понятие Occupational Therapy (эрготерапия) в переводе с английского означает «лечение занятостью». Эрготерапия — это раздел клинической медицины, изучающий методы и средства, направленные на восстановление двигательной активности людей с ограниченными возможностями в здоровье.

Есть научные доказательства того, что целенаправленная деятельность улучшает функциональные возможности человека — двигательные, эмоциональные, когнитивные и психические. На этом и базируется эрготерапия. Её отличительная особенность — междисциплинарность, то есть обобщение знаний нескольких специальностей: психологии, педагогики, социологии, биомеханики, физической терапии и др.

Цель эрготерапии — максимально возможное восстановление способностей человека к независимой жизни: самообслуживанию, продуктивной деятельности, отдыху, независимо от того, какие у него есть нарушения или ограничения.

Термин «занятость» (occupation) в эрготерапии характеризует различные виды деятельности, встречающиеся в жизни каждого человека и придающие ей смысл. В эрготерапии занятость подразделяют на повседневную активность, работу и продуктивную деятельность, досуг.

Повседневная занятость:

  • личная гигиена;
  • одевание;
  • приём пищи;
  • прием медикаментов;
  • функциональное общение;
  • мобильность.

Работа и продуктивная деятельность:

  • домашние обязанности;
  • забота о других людях;
  • получение образования;
  • работа (оплачиваемая или волонтерская).

Досуг:

Эрготерапия играет основную роль в реабилитационных программах во многих странах мира, широко применяется в клиниках и специализированных санаториях.

Кому нужна эрготерапия

Эрготерапию широко применяют в педиатрии для лечения детского церебрального паралича, в неврологии и нейрохирургии у взрослых с поражением периферической и центральной нервной системы, обычно после травм спинного мозга и инсультов. Люди с буллёзным эпидермолизом тоже часто оказываются зависимыми от посторонней помощи и не всегда могут заботиться о себе, организовывать и проводить свой досуг.

С помощью игровых элементов и специально разработанных тренажеров эрготерапевт учит клиента самостоятельности в быту. Например, как одеться и раздеться, заботиться о личной̆ гигиене, самостоятельно принимать пищу, передвигаться по дому, гулять на улице и так далее.

Эрготерапевты работают с людьми всех возрастов с физическими, когнитивными, эмоциональными или психическими нарушениями, из-за которых ограничилась активность или социальная адаптация, которые не могут обслуживать себя самостоятельно и проводить свой досуг.

Общая эрготерапевтическая оценка

На первых занятиях эрготерапевт собирает информацию о состоянии клиента, используя следующие методы:

  • интервьюирование самого клиента или ухаживающих за ним. Интервью может быть как структурированным, так и полуструктурированным, в зависимости от особенностей клиента, в тяжелых случаях можно провести неструктурированное интервью;
  • наблюдение за клиентом при выполнении им какой-либо активности в привычной для него обстановке — при возможности и необходимости;
  • оценка ежедневных активностей клиента с использованием «Канадской оценки выполнения деятельности» (COPM) или других шкал и опросников.

Планирование и разработка программы эрготерапии

Планирование и разработка программы связаны с целями терапии, от которых зависит выбор терапевтических подходов, способов проведения эрготерапии, ее интенсивности и продолжительности.

Выбор подхода

Когда ясны все проблемы, их важность и приоритетность, эрготерапевт, ориентируясь на клиента, выбирает подходы, которые определят всю остальную программу и ее этапы.

Эрготерапевт вместе с клиентом находят ту деятельность и те условия среды, которые влияют на проблемы активности. После этого выявляются сильные стороны и ресурсы, которые эрготерапевт и клиент вносят в предстоящий процесс улучшения активности.

Согласование целевых результатов и разработка плана терапии

Каждой проблеме из списка должен соответствовать определенный запланированный результат — конкретный, измеримый, достижимый, значимый и обозначенный во времени.

Эти результаты обязательно обсуждать всем участникам процесса, и только после этого разрабатывается «программу вмешательства».

В ней уточняется, что эрготерапевт и клиент будут делать для полной ликвидации или сведения к минимуму ограничений в деятельности, то есть для достижения запланированного результата.

Проведение «вмешательства» эрготерапевта

Вмешательство эрготерапевта может быть направлено на:

  • восстановление и/или развитие;
  • адаптацию;
  • поддержание функций и профилактику нарушений.

Оценка эффективности и коррекция программы

Программу эрготерапии нужно периодически корректировать. Для этого терапевт оценивает ее эффективность и анализирует, насколько для клиента подходят выбранные приемы и техники. Может измениться и список проблем, и запланированных результатов, и подходов, и видов вмешательства.

Эрготерапевт, сравнивая запланированные результаты и фактические, может продлить программу или прекратить ее раньше. Оценка эффективности аналогична общей эрготерапевтической оценке из первого пункта и проводится таким же образом.

Обучение, наблюдение и поддержка

Без помощи тех, кто ухаживает за человеком с ограниченными возможностями в здоровье, эрготерапия будет не так эффективна. Терапевт обязательно передает знания и навыки и самому клиенту, и тем, кто находится с ним рядом.

Это и обучение необходимым приемам перемещения, функциональной активности, обучение навыкам правильного использования технических вспомогательных средств реабилитации, проведения программ поддерживающих здоровье и знания о здоровом образе жизни.

Эрготерапевт наблюдает и контролирует безопасность клиента при перемещении или различных активностях, использование технических средств и окружающее клиента пространство. Если нужно, терапевт организует взаимодействие с другими специалистами, представителями власти, работодателями, чтобы лучше социализировать больного.

«Улучшить возможности пациента жить полноценной жизнью». Что это значит? В стационаре — как можно меньше зависеть от помощи персонала, самостоятельно пользоваться туалетом, высказывать пожелания, умываться, принимать разные позы, перемещаться, отслеживать течение времени, связываться с родственниками по телефону и т. п.

Дома — ухаживать за собой, убираться, одеваться, готовить еду, заниматься хобби, играть, помогать другим. В работе — выполнять свои обязанности или учиться.

Работа с окружающим больного миром

Изменить среду, в которой пребывает клиент эрготерапевта, — мало. Нужно научить ухаживающих правильным приемам, найти контакты с соцслужбами, словом, сделать все, чтобы жизнь клиента стала максимально комфортной и полноценной.

Эрготерапевт может адаптировать предметы, которыми пользуется клиент, например, столовые приборы, одежду, компьютер; обстановку — установить поручни, подобрать мебель, изменить расположение предметов в комнате, убрать пороги, расширить проемы дверей; или подобрать специальное оборудование — инвалидную коляску, ходунки, приспособления для захвата предметов и застегивания пуговиц.

[attention type=red]

Адаптация, изменение поставленной задачи или использование специальных приспособлений нужны, чтобы найти более простой и удобный путь делать повседневные дела

[/attention]

Вот очень яркий пример работы: для клиента любого возраста можно использовать специальный поручень, на который он сможет опереться, чтобы освободить руки и одеться. Важно расположить обувь и одежду на доступном уровне так, чтобы клиент мог легко достать необходимый предмет.

Поддержание мотивации и самооценки

Для человека, чья жизнь полна ограничений, как ни для кого другого, важна моральная поддержка. Эрготерапевт не только дает советы и техники, но и мотивирует своего клиента, дает ему ощущение успеха, даже если что-то идет не совсем по плану.

Терапевт учит самого клиента и близких ему людей, как стимулировать разные виды деятельности и как включать обучение и тренировку в повседневную жизнь.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://mel.fm/blog/fond-deti-babochki/17235-chto-takoye-ergoterapiya-i-kak-ona-pomogayet-detyam

150 шагов до августа

Эрготерапия что это такое для детей

Эрготерапевт – новая профессия для России: на всю страну таких специалистов наберется едва ли четыре десятка. На Западе эрготерапевт – это специалист, помогающий пациенту с функциональными нарушениями, например двигательными, приобретать или восстанавливать повседневные навыки: обслуживать себя, вести хозяйство и т. п.

Особенно это важно для пациентов с ДЦП. Возможно, теперь, когда Минздрав внес эрготерапевтов (специалистов по медицинской реабилитации) в номенклатуру медицинских должностей, таких специалистов станет больше. Как работает эрготерапевт, мы узнали на примере одной московской семьи. От подъезда до детской площадки 150 Машиных шагов. У Маши ДЦП.

И у нее есть цель: до августа, когда Маше исполнится три года, она должна научиться проходить эти полторы сотни шагов сама, без маминой помощи. И это не так просто, как кажется. Когда мы ходим, то совершенно не задумываемся над тем, что делаем. А ведь это не просто значит переставлять ноги и двигаться вперед. Надо еще уметь вовремя остановиться.

И вот это у Маши пока никак не выходит: сила инерции влечет ее вперед, верхняя часть туловища перевешивает, Маша теряет равновесие и падает. Много раз на этом коротеньком пути. Но упрямо поднимается и почти никогда не плачет. Об этом мне рассказала эрготерапевт Анна Лучникова, которая занимается с ребенком уже год.

За это время им с Машей удалось решить множество житейских проблем, но ходьба с опорой пока самая главная.

Мастер лайфхаков

Я приехала в гости к Машиной маме Анастасии, чтобы посмотреть, как работает эрготерапевт. Профессия для меня новая.

Я выяснила, что эрготерапия означает «лечение действием», этот метод применяется не только для детей с ДЦП, но также с различными неврологическими заболеваниями, после инсультов, при эпилепсии, синдроме Дауна, аутизме, задержке речевого и психического развития. Помогают эрготерапевты и детям, которым после операции установили протезы.

Эрготерапевт не занимается лечением. Его задача – выявить проблему там, где ее не замечают родители, и использовать для ее решения необычные способы, менять пространство, чтобы ребенку было удобно. Есть такое популярное словечко «лайфхак» – житейская хитрость, полезный совет, помогающий решить бытовые проблемы.

Эрготерапевт – не врач, а скорее мастер лайфхаков.

Машина мама узнала об эрготерапии из интернета. «Год назад дочка вообще не ходила и не стояла у опоры, только ползала на четвереньках, – говорит Анастасия. – В больнице нам просто ставили диагнозы, констатировали отставание в развитии и отправляли домой.

На вопрос: “А что же делать?” – нам отвечали: “Ну, хотите, запишем вас на курс массажа или положим в стационар”». Машина мама не хотела в стационар: она хотела, чтобы ее ребенок просто научился ходить, самостоятельно есть и пить из чашки. Но в больнице с этим не помогут.

На форуме родителей детей с ДЦП Анастасия прочитала, что такие проблемы помогает решить эрготерапевт. Есть программа «Уверенное начало», разработанная при поддержке аудиторской компании KPMG, которая создала для этих целей благотворительный фонд. Мама Маши отправила в фонд просьбу о помощи, и ребенка взяли в программу. Для родителей Маши занятия бесплатные: их оплачивает KPMG. Они проходят два раза в неделю по часу.

Лечение или развлечение?

Пока я разговариваю с мамой, Анна Лучникова раскладывает на высокой спинке дивана пестрые детские платьица и предлагает Маше решить, в чем она пойдет гулять. Девочка выбирает с большим энтузиазмом. Маша худенькая, беленькая, юркая, с большими глазами за стеклами круглых очков. Красивых и модных, в розовой оправе. «А когда же начнется занятие?» – спрашиваю я Анну.

«А оно уже идет! – улыбается эрготерапевт и поясняет: – У Маши сужены поля зрения. Чтобы их расширить, нужно смотреть по сторонам, поднимать и опускать взгляд, не упираться в одну точку. А смотреть надо на что-то интересное, и наряды для этого вполне подходят.

Для этих же целей мы раньше еще брали картинки и наклеивали по всей квартире на стены и мебель на разной высоте, а Маша их искала и собирала. Вроде бы игра, но с пользой». Кстати, с одеждой тоже не все просто. Раньше девочка плакала, отказывалась одеваться или раздевалась, когда маме удавалось на нее что-то надеть.

Родители думали, что это просто детские капризы, расстраивались и даже сердились. Эрготерапевт объяснила: у Маши повышенная чувствительность, поэтому прикосновение к коже некоторых материалов для нее не просто неприятно, а непереносимо. Поэтому нужно разрешить Маше самой рассортировать вещи на «хорошие» и «плохие». После этого проблем с одеванием больше не возникало.

Когда Маша оделась, выбрав платье из тонкого хлопка с нарядной оборкой, началась тренировка – тоже больше похожая на игру. Для этого Анна придумала тренажер, напоминающий деревянную приставную лестницу. Только по этой лестнице не нужно карабкаться. Ее кладут на пол, а Маша в погоне за мячиком или игрушкой должна перешагивать через перекладины.

[attention type=green]

Это очень пригодится на улице, чтобы не цепляться за бордюры, подниматься по ступенькам и преодолевать разные мелкие препятствия.

[/attention]У Маши есть брат Вова, они двойняшки. Маша – старшая, так как появилась на свет на несколько минут раньше, но Вова чувствует себя главным, потому что умеет делать все то, чему сестра только учится.

«Приходится придумывать не только тренировки для Маши, но и игры для Вовы, чтобы он не отвлекал сестру и не обижался, что на него не обращают внимания!» – смеется Анна и просит мальчика собрать разноцветные мячики, которые разбросала сестра.

Пять целей и свобода выбора

Наконец мы выходим во двор. Анне нужно решить, что поможет девочке ходить не падая. Несколько недель Маша тренировалась с ходунками. Теперь Анна принесла ей палки для финской ходьбы – маленькие, по Машиному росту. Проблема в том, что ходунки, хоть и очень удобные и устойчивые, но тяжелые.

Они служат отличной опорой, но минут через пять-семь Маша устает их передвигать и просит, чтобы мама взяла ее за ручку. Финские палки, наоборот, слишком легкие, Маша размахивает ими, как в танце с саблями, и буквально летит вперед, забывает вовремя опереться на палку, не может остановиться и падает.

Так, чередуя ходунки и палки, мы добираемся до детской площадки, где Маша получает заслуженную награду – качели, горку и песочницу. Тут никакие приспособления ей не нужны, потому что есть за что ухватиться. В крайнем случае поддержит мама. Анна Лучникова поясняет, что есть пять степеней тяжести ДЦП по международной системе классификации моторных функций.

Если у ребенка первый уровень, то со временем он сможет свободно ходить и даже бегать. Иногда сохраняются небольшие особенности походки, но ограничений практически нет. У Маши второй уровень: бегать и прыгать она не сумеет, но будет передвигаться самостоятельно без каких-либо вспомогательных средств. При третьем уровне ДЦП дети тоже ходят, но с тростями или ходунками.

Если заболевание четвертого или пятого уровня, то ходить ребенок не сможет никогда. Задача эрготерапевта – помочь ребенку реализовать максимум его возможностей с учетом объективных ограничений.

Программа, по которой занимается Маша, устроена так: сначала эрготерапевт разговаривает с родителями и они вместе выясняют, какие у ребенка сложности и что хотелось бы изменить в первую очередь. Лечащий врач в процессе не участвует, так как диагноз здесь не столь важен. Затем определяются пять целей. Их всегда пять, вне зависимости от диагноза и тяжести заболевания.

Каждой цели соответствует план действий. Раз в три месяца происходит «переоценка ценностей», эрготерапевт и родители анализируют происходящее и выясняют, чего удалось добиться, а какие цели не достигнуты и почему. Затем планы корректируются. Я спросила у Машиной мамы, сложно ли следовать плану и выполнять все рекомендации Анны.

[attention type=yellow]

Анастасия сказала, что рекомендации на первый взгляд несложные, но сама она до некоторых вещей никогда в жизни не додумалась бы! Например, врач рекомендовал Маше спать в ортезах, а Анна предложила подобрать ортезы, которые можно было бы носить и днем, надевать на прогулку. Долго искали – и нашли удобные, легкие, такие, на которые можно надевать любую уличную обувь.

[/attention]

После этого девочке стало намного легче ходить, она стала активнее, меньше уставала. Потом, помолчав немного, мама призналась, что иногда есть искушение что-нибудь сделать за Машу: быстренько самой ее одеть или взять на руки и понести.

«Но это только когда мы куда-то торопимся и нужно собраться очень быстро, – говорит Анастасия с виноватой улыбкой, – а так Маша уже многое может и делает сама с удовольствием». Русфонд помогает детям с ДЦП с 1997 года. За это время появились новые методы лечения и медицинские центры, где эти методы применяются. Однако услуги эрготерапевта фонд не оплачивает, потому что таких специалистов до последнего времени не было в штате клиник. За последние десять лет в рамках программы Русфонд помог 3343 детям. Помощь оказана на 522,5 млн руб.

Сорок человек на всю Россию

После прогулки – обед. И тут все уже давно с помощью эрготерапевта продумано до мелочей. Во-первых, у Маши специальный стул с прямой спинкой и подставкой для ног, который регулируется и «растет» вместе с ней. Благодаря ему малышка может сидеть за большим кухонным столом вместе с родителями. Во-вторых, ложка с толстой ручкой, которую очень удобно держать.

В-третьих, специальная маленькая легкая кружечка. «С питьем та же история, что и с ходьбой, – говорит Анна, – Когда мы пьем, то, не задумываясь, закрываем рот и смыкаем губы, сделав глоток. А вот Маша сначала закрывать рот забывала, поэтому почти вся вода или сок выливались изо рта ей на платье.

Поэтому девочка могла пить жидкость только из соски или через соломинку. Опытным путем мы подобрали удобную кружку, стали наливать воды чуть-чуть – ровно на один глоток, а я сидела рядом и напоминала Маше вовремя закрыть рот. Сейчас Маша отлично пьет сама сок, кисель и кефир, а вот с водой пока еще не все получается». А Машина мама вздыхает.

Заниматься дочке осталось всего два месяца, и что будет дальше, пока непонятно. Программа «Уверенное начало», по которой работают с Машей, рассчитана на детей с ДЦП от рождения до 2,5–3 лет. В августе Маше исполнится три года, но занятия нужно будет продолжать, потому что у ребенка возникнут новые потребности и новые задачи, а как их решать, совершенно неясно.

Профессия эрготерапевта давно известна и популярна на Западе. В России только в прошлом году Минздрав внес ее в номенклатуру медицинских должностей. Получить образование по этой специальности в нашей стране пока невозможно: этому попросту нигде не учат.

У Анны Лучниковой образование психолога, в трудовой книжке написано «руководитель службы домашнего визитирования». Эрготерапии она училась на курсах, организованных на базе частного Медико-социального института в Санкт-Петербурге. Курсы оплачивал Русфонд, а преподавали там специалисты, прошедшие обучение в Скандинавии.

Еще один курс был проведен в рамках программы Spina Bifida благотворительного фонда «Сделай шаг». Таким образом, по словам Анны, сейчас на всю страну всего 40 обученных эрготерапевтов. Не хватает специалистов, нет ресурсов на разработку программ.

[attention type=red]

Во втором квартале этого года Минздрав собирается принять профессиональные стандарты по физической терапии и эрготерапии. Возможно, после этого появится и программа подготовки специалистов с высшим немедицинским образованием для работы в реабилитационной медицине. И Машина семья, и сотни других семей с тяжелобольными детьми этого очень ждут.

[/attention]Фото Александра Уткина

Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.

Держатели карт Сбербанка России, подключенных к системе «Сбербанк Онлайн», могут сделать пожертвование в Русфонд из своего личного кабинета в системе «Сбербанк Онлайн».

Внимание! Комиссия за проведение платежей через Сбербанк и «Сбербанк Онлайн» не взимается!

Далее

Отправить пожертвование можно со счета мобильного телефона оператора — «Мегафон», «Билайн», МТС или Tele2.

Введите номер своего телефона, а затем сумму пожертвования в форме внизу. После этого на ваш телефон будет отправлено СМС-сообщение с просьбой подтвердить платеж. Большое спасибо!

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Для абонентов МТС есть возможность отправить деньги через сайт:

МТС. Легкий платеж

Пожертвовать
с помощью SMS

Другие способы

Как помочь из-за рубежа

by HyperComments

Источник: https://rusfond.ru/medicine/028

Эрготерапия — спасательный круг для детей с СДВГ

Эрготерапия что это такое для детей

На самой первой сессии Эрготерапии, в которой принимал участие мой сын, терапевт пригласила меня в класс и показала мне доску, заполненную рисунками и словами. у было написано:

«8 правил для Миши».

​На первом рисунке был нарисован стул. На другом была нарисована рука с пятью пальцами. Третий рисунок изображал пару раскрытых глаз. Дальше шли картинки с закрытым ртом и ушами.

А за рисунками — череда фраз, которые гласили: «закончить работу», «не биться головой», и наконец «не бить, не хватать, не толкать». Помимо восьми правил, на доске было нарисовано три коробки, и одна из них была помечена крестиком.

Я спросила терапевта, что означает крест и она сказала, что я пойму лучше, когда она объяснит мне, что означают рисунки и фразы.

Мой сын ужасно гиперактивен, и причина этому – СДВГ. Теперь я это понимаю. И единственный способ контролировать ребенка с избыточной энергией — это «стул», на котром ребенок должен сидеть и ждать несколько минут. Терапевт сказала, что я должна учить ребенка «сидеть и ждать» по пять минут дома — не делая ничего, только это.

Это упражнение нацелено на развитие понятия терпения у детей с СДВГ, так как у них оно отсутствует. Они должны понимать, что им нельзя вставать до тех пор, пока не выйдет время. Им нужно сидеть и терпеливо ждать. Количество минут надо увеличивать каждый день до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно проявлять терпение без необходимости его к этому принуждать.

Рука

«Рука» означает, что нельзя трогать вещи, если они тебе не принадлежат. Дети с СДВГ не понимают концепции границ и запретов и хватают все, что привлекает их внимание. Они не просят разрешения одолжить какую-то вещь, а подобное поведение неприемлемо и должно пресекаться.

Это правило должно научить ребенка понятию собственности. Они могут одалживать вещи, только если они получили разрешение от хозяина. Хватание вещей без разрешения запрещено.

Глаза

До проведения терапии, дети с СДВГ не могут концентрироваться на задаче на 100%. Но с правилом «глаз», их можно приучить к понятию внимания.

Терапевт дает ребенку задание, которое требует все его внимания для выполнения. И чтобы справиться с его выполнением, ребенку приходится сфокусироваться на задании. Вместо того, чтобы вертеть головой по сторонам.

Правило «рта» очень простое – не говорить во время уроков или не говорить одновременно с учителем. Также, не перебивать, когда говорит кто-то другой и ждать своей очереди, чтобы высказаться. Это учит ребенка быть терпеливым и молчать, когда это необходимо. Дети с СДВГ говорят чрезвычайно много и необходим способ минимизировать это поведение.

[attention type=green]

Это также даст ребенку время обдумать, что он хочет сказать, собраться с мыслями и говорить, когда его спрашивают или когда настала его очередь говорить. Упражнение тренирует в ребенке сдержанность.

[/attention]

Уши

У детей с СДВГ отсутствует навык внимательного слушания. Чтобы выработать этот навык, ребенка учат понятию слушания – надо слушать учителя, маму, папу, старшую сестру и т.д. В свое время, ребенок научится слушать, преодолев проблемы с концентрацией внимания. Это и есть правило «ушей».

Закончить работу

Мой сын часто испытывает трудности с завершением заданий, которые ему дают. Проблема не в том, что он не хочет их заканчивать. Его навыки мелкой и крупной моторики отстают (у него также расстройство аутистического спектра) и это мешает ему работать. С правилом «закончи работу», он должен вложить всю свою волю и, несмотря ни на что, закончить работу.

Сначала ему будет сложно справляться с этим правилом из-за своих нарушений. Но, благодаря своему желанию справиться с заданием и силе правила, он сможет это сделать.

Не биться головой

Когда мой мальчик расстраивается, он бьет по стене кулаками или головой. Это также было принято во внимание терапевтами – она дала ему понять, что иногда испытывать негативные эмоции – нормально. Но это нужно выражать вербально, а не физически.

Правило «не биться головой» должно научить его говорить о том, что он думает и чувствует.

Не бить, не хватать, не толкать

Это правило – дополнение к упомянутым ранее правилам. Ребенок с СДВГ импульсивен, он часто действует, не подумав. Терапевт ввела это правило, чтобы ребенок научился понятию самоконтроля.

Это была очень продуктивная первая сессия, не только для моего сына, но и для меня – я узнала про восемь правил и почему они важны.

Я должна была изменить свои методы обучения своего сына. Эти правила были действительно необходимы для обучения его правильному поведению.

После этого, я спросила терапевта, «Так что означает этот крест на коробке?».

«Если Ваш сын нарушает правило, мы ставим крест.

Крест – это его наказание, например, запрет на просмотр телевизора, компьютерные игры, прогулки с друзьями, десерт после обеда, игры в игрушки и так далее. Мне нужна Ваша помощь с этим дома. Вы поможете?» — спросила она.

Моя помощь? Разве я могу наказывать своего сына за то, что у него СДВГ? Мое сердце сжалось при этой мысли, но я понимала, что это необходимо. Я должна быть строгой. Правила должны быть нерушимыми и он должен научиться правильно себя вести.

«Конечно, я это сделаю».

Теперь, когда я смотрю на своего сына, я вижу, как он изменился – он почти не ерзает, сидит в классе смирно, спокойно участвует в семейных разговорах, делится игрушками со старшим братом. И я понимаю, что приняла правильное решение.

Источник

Источник: https://www.fastfword.com/sdvg-trudoteapia

Ваш доктор
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: